Николай Панков, который является председателем аграрного комитета Государственной думы, был одним из участников Международного инвестиционного агропромышленного форума, связанного с инвестициями в отечественный аграрный сектор. В своем ...
В последнее время россияне стали замечать, что до сих пор безынициативный Дмитрий Медведев вдруг начал говорить правильные вещи. В частности, он высказался за полный переход России на контрактную армию, заявив, что «любым делом, в том числе военным, должны заниматься только профессионалы». А в четверг премьер-министр высказал мысль, что нельзя для уборки урожая привлекать студентов. Это неэффективно, а значит, экономически невыгодно. В этом его поддержал Дмитрий Ливанов, министр образования и науки. В этом деле, следовательно, тоже должны быть задействованы профессионалы, а не студенты и члены Академии наук. Выступление Медведева и Ливанова явилось ответом на заявление губернатора Брянской области Николая Денина, сообщившего, что в его области для уборки урожая в этом году сформировано несколько бригад из студентов третьего и четвёртого курсов Брянской сельхозакадемии. И пусть сельскохозяйственная академия наиболее «близка к земле», но всё равно – это не значит, что её студентов стоит привлекать для «черновых» работ на селе, также как и всех остальных студентов.
Между тем в Советском Союзе такая практика была широко развита. Уборка урожая и прочие работы в колхозе были своеобразным долгом советского гражданина, так сказать, всеобщей сельхозповинностью. Работал в поле и сам Дмитрий Медведев в студенческие годы, о чём он вспоминает отнюдь не с приятной ностальгией.
Строго говоря, такая тесная связь российского образования с полевыми работами исходит даже не из советского режима, она была традиционна для дореволюционной России и затем унаследована коммунистами (как властью «рабочих и крестьян»). Российская система образования, включающая длительные летние каникулы, вообще уникальна, объясняется она именно тем, что большинство школьников и студентов в царской России происходили из крестьян, и в период учёбы они продолжали работать в поле; система образования и расписание занятий были разработаны именно с таким расчётом. В нынешних условиях научная и производственная интеллигенция – это специализированный общественный класс, и от наследия примитивного аграрного уклада России следует избавляться.
Однако есть повод и усомниться в благих побуждениях премьера. Если в ближайшем будущем высшее образование превратится в чисто «кастовую» привилегию, доступную только узкому кругу высших членов партии и членов их семей, то Медведев просто хочет, чтобы детей «новых дворян» не привлекали к крестьянскому труду, ведь на это есть крепостные, из которых будет состоять всё остальное население России.